Муниципальное общеобразовательное учреждение с 1 ноября 2011 года стало Муниципальным БЮДЖЕТНЫМ общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 61 Металлургического района города Челябинска. В название блога внесены изменения: МОУ изменено на МБОУ.

6 ноября 2015 года название школы изменено на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 61 города Челябинска"

Сокращенно: МБОУ "СОШ № 61 г.Челябинска"


Страница теории

1
Редакционный коллектив.

Что такое редакция газеты?
Редакция газеты - это сложная система, от сложности работы которой во многом зависит успешность самого издания. В редакции работают специалисты разных направлений, каждый из которых занимает определенную должность

Главный редактор- руководитель газеты, журнала, теле- или радиоканала организует и контролирует работу в редакции и соответственно несет ответственность за все. В его функции входят забота о материально-технической базе, организация творческого процесса, налаживание связей редакции с читателями и собственно редактирование, творческая деятельность.

Заместитель главного редактора- второе лицо в редакции. В крупных редакциях заместителей может быть два, три и больше. Если заместителей несколько, между ними распределяются функции, например: один - по творческой части, другой - по рекламе, третий - по административным вопросам и т.д. Такое распределение обязанностей связано с особенностями периодического издания.

Ответственный секретарь выполняет функции оперативного руководства газетой. Вся текущая деятельность по планированию работы редакции (ежедневному, недельному, месячному, годовому) и контроль за выпуском газеты лежит на нем. В его обязанности входит также руководство работой корреспондентов, фотографоф, художников, организация и координация работы творческих и технических отделов и т.д. В небольших газетах штат секретариата зачастую ограничивается ответственным секретарем, в больших, наоборот, он очень представителен, у ответственного секретаря есть ряд заместителей, каждый из которых занимается организацией деятельности своего направления (например, выпуска определенных тематических страниц).

Редакция, как правило, подразделяется на отделы, которые освещают какие-то отдельные сферы общественной жизни. В газете универсальной тематики это могут быть отделы экономики, политики, образования, культуры, спорта и т.д. В крупных редакциях отделы могут быть разделены на подотделы. Количество сотрудников в отделах варьируется в зависимости от штата редакции и концепции издания. В одном издании в отделе политики может быть один-два человека, в другом - до нескольких десятков человек. Если газета выходит в аграрном регионе, скорее всего, у нее будет соответствующий отдел. Если молодежные проблемы и новости не рассматриваются как отдельный аспект деятельности издания, соответственно и отдела такого не будет.

Отделы и подотделы - это основная творческая часть редакции, где работают непосредственно журналисты и художники (имеется в виду и фотографы, и художники, которые обрабатывают и готовят к печати иллюстрации). В отделах обрабатываются материалы внештатных и собственных корреспондентов, письма читателей.

Основную работу по поиску и предоставлению информации в редакции выполняют корреспонденты.

Специальный корреспондент - это журналист высочайшего класса, которому доверяют самые сложные и ответственные задания. Такой журналист должен обладать аналитическим умом, быть оперативным и мобильным.. Специального корреспондента называют разъездным корреспондентом.

Собственнный корреспондент - это журналист, который постоянно (длительное время) находится в каком-либо регионе, представляя там свою газету (журнал, телепрограмму), с одной стороны, а с другой - представляя этот регион в своем издании или программе.

Компьютеризация редакционно-издательского процесса потребовала введения должности, не имеющей к журналистике прямого отношения. Это системный администратор. Современные редакции оснащены компьютерной техникой, за которой нужно постоянно следить, устранять неисправности. Кроме того, системный администратор обеспечивает безопасность компьютерной сети и выполняет иные сугубо технические обязанности.

Составление страниц (полос) газеты определенного размера из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом с помощью специальных компьютерных программ занимаются верстальщики. Они соединяют журналистские тексты и элементы оформления в единое целое, создавая тем самым газетную полосу.

В каждом издании своя структура редакции, но наиболее важные сотрудники (главный редактор, журналисты) присутствуют обязательно.

Запомните, какой бы совершенной ни была структура, она будет малофункциональна, если коллектив не представляет собой единый организм, в котором все сотрудники органично дополняют друг друга, превращая работу в отлаженный механизм. В этом большую роль играют не только профессиональные навыки каждого работника, но социально-психологический климат внутри коллектива.

Каждый сотрудник редакции должен отчетливо осознавать, что он является частью команды. Для этого необходимо научиться сочетать свободу с дисциплиной, без свободы невозможен творческий подход, без дисциплины невозможно наладить работу.

В редакционную коллегию входят руководители редакционного коллектива: главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие (редакторы) отделов, в некоторых изданиях и ведущие журналисты. Редколлегия создается для того, чтобы коллективно обсуждать и принимать решения по важнейшим редакционным вопросам, будь то публикация в номере сенсационного расследования, которое может иметь далекие последствия, или переход на новые расчеты заработной платы.

В последнее время в редакциях появилась новая должность - креативный директор. В обязанности человека, занимаающего эту должность, входит создание и сохранение творческого "лица" газеты, ее своеобразия.

2
Журналистика

Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.)




Информация

Информация вокруг нас, внутри нас, она нас радует и огорчает, смешит и злит, приносит удовольствие и разочарование, ее мы ждем и боимся получить, от нее часто зависит наша жизнь. Говорят, что мы живем в информационный век, что владеющий информацией владеет миром. Так что же такое информация?

Слово "информация" происходит от лат. informatio - "разъяснение", "изложение"; первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом.

В различных отраслях человеческой деятельности понятие "информация" имеет самое разное смысловое наполнение. Наиболее подходящее для журналистов определение: информация - это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.)   под массовой и нформацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы." Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, радио и телевидения, а в последнее время - из Интернета, является массовой.

Журналистика работает не со всей информацией, а только с той, которая важна для общества, - социальной информацией. Журналистика отражает факты с точки зрения их общественной значимости. Средства массовой информации учитывают и удовлетворяют информационные интересы и потребности аудитории. Получая информацию, читатели, слушатели, зрители (аудитории СМИ) оценивают новизну информации, ее достоверность, доступность и современность.

Вместе с тем, журналистика не должна служить сиюминутным целям, Это становится особенно актуально в наше время - время становления информационного общества. В 2000 г. была принята доктрина информационной безопасности России , где среди прочих заявлена задача сохранения и укрепления нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма. Как форма информационной деятельности журналиста, безусловно, ответственна за выполнение этих задач.

Профессиональные качества журналиста

Журналистика выполняет определенные функции в обществе:
  • коммуникативную,
  • идеологическую,
  • культуроформирующую,
  • рекламносправочную,
  • организаторскую,
  • рекреативную (развлекательную)
В соответствии с этим  существует определенный набор качеств, обладать которыми должен любой журналист. Коснемся некоторых наиболее важных из них.

Объективность. Качество, без которого невозможно реализовать себя в журналистике.
Запомните: ваша задача - говорить только правду. от того, насколько правдивы вы будите, зависит отношение к вам читателя, слушателя. зрителя. Не злоупотребляйте их доверием. Иначе вас перестанут уважать.



Беспристрастность. Качество напрямую связанное с объективностью. Вы должны констатировать факт и только исходя из него давать оценку происходящему. Ваше личное отношение к факту не должно открыто выражаться, ели это не входит в задачу материала..

Принципиальность.  Вы как гражданин и личность имеете право на собственную точку зрения. Отстаивайте ее. Не стоит менять свое мнение по заказу редакции. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него, тем самым вы сохраните свое лицо. Уважая себя и защищая свои интересы, вы отстаиваете интересы той аудитории, для которой работаете и которую вы не имеете права подвести.


Толерантность.  В переводе с латинского это слово означает "терпимость". Журналист обязательно должен прислушиваться к разным мнениям, даже если они противоречат его собственному. Не забывайте, что вы не истина в последней инстанции. Кто-то другой может быть правильнее, точнее и лучше представить ситуацию, которая казалась вам очень простой. Пренебрежение чужим мнением не только показатель отсутствия уважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей.



Коммуникабельность. Качество, означающее умение устанавливать контакты и связи, общаться. Журналисту необходимо быть коммуникабельным, так как его работа непосредственно связана с общением. Представьте себе корреспондента, стесняющегося задавать вопросы, договариваться о встрече, участвовать в дискуссии... Немаловажно также умение выслушать собеседника.

Оперативность. Работа с информацией не терпит промедления. От того, на сколько быстро вы передадите крайне важную для людей информацию может зависеть даже их жизнь.Журналистика - это сфера деятельности, в которой существует очень жесткая конкуренция и выигрывает тот, кто обеспечивает не только качество, но и оперативность передачи новости (не в ущерб ее качеству). 

Можно перечислить и другие качества, которые важны для хорошего журналиста: ... не только физическая выносливость, но и крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами, от которых также зависит результативность работы.



















Открывайте и читайте
  1. Права и обязанности журналиста 
  2. Профессия журналист
  3. Журналистика
        В содержании:
           3.1 Журналистика как наука
           3.2 История журналистики
           3.3 Медиаэкономика и экономика СМИ
           3.4 Виды журналистики
           3.5 Жанры журналистики
           3.6 Типология журналистики
           3.7 Роль журналистики в демократическом обществе
           3.8 Законодательные основы
           3.9 Право на доступ к информации
           3.10 Международные организации по развитию медиа
           3.11 Современное состояние журналистики
           3.11.1 В России
           3.11.2 В США
           3.12 Профессиональная подготовка





3

Виды средств массовой информации



В русский язык термин «СМИ» пришел как калька с французского «moyens d’information de masse».

Средство мссовой информции (СМИ) понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.


Из всех средств массовой информации первыми появились периодические издания - газеты и журналы. Печатные СМИ рассчитаны только на зрительное (визуальное) восприятие информации. Главное их достоинство - это возможность прочтения материалов в любой удобный для читателя момент, а также возможность быстрого обзорного ознакомления со всеми материалами и выбора наиболее ценной информации. Тексты можно перечитывать по нескольку раз, анализировать.
Газеты и журналы различаются по характеру представляемой информации и по внешним признакам.

Газету можно охарактеризовать как периодическое издание, цель которого - оперативно передавать информацию о событиях общественно-политической, экономической, культурной, спортивной и иных сфер жизни общества. Газета может выходить от одного до нескольких раз в неделю в зависимости от своего функционального назначения. (В последнее время наметилась тенденция к сокращению ежедневной прессы и появления газет с периодичностью в один-два раза в месяц). Разные газеты имеют различные форматы и тиражи. 
Предшественниками современных газет были венецианские рукописные газеты, выходившие во второй половине XVI в. Само слово "газета", используемое ныне во многих европейских языках, произошло от названия старинной венецианской разменной монеты (gazetta)/ Именно столько стоил рукописный информационный листок, распространяемый в Венеции. Венецианская газета содержала информацию о событиях не только в Италии, но и за ее пределами. Позже подобные рукописные издания стали выходить и в других странах.
Важным фактором для развития журналистики стало изобретение книгопечатания, которое позволило тиражировать продукцию.. Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г., когда в Германии появилась первая печатная газета. Через два десятилетия газеты выходили уже в 30 городах Европы. В России инициатором появления печатной прессы выступил Петр 1, издавший в декабре 1702 г. указ о создании газеты "Ведомости"

Журналы, в отличие от газет, не предназначены для оперативного освещения хода событий. Перед журналом стоит задача анализа фактов, выявление причинно-следственных отношений между ними, на основе чего создается целостная картина действительности. Внешне журнал отличается от газеты тем, что он должен быть сброшюрован и иметь обложку.


Слово "журнал" восходит к латинскому diurnalis, что означает "ежедневный". В Европе первые журналы появились  в середине XVII в. Их особенностью была научная тематика.  Первопроходцем в области журнальной периодики стал французский Journal des Scavants ("Журнал ученых"), вышедший в свет в 1665 г. На его страницах помещались материалы о достижениях науки, научная полемика.
В России журналы появились спустя почти столетие.

Печатные СМИ воздействуют на свою аудиторию с помощью визуальных образов, поэтому в газетах и журналах широко используются фотографии, карикатуры, графика и другие элементы оформления.



Электронные СМИ
К электронным СМИ относятся радио, телевидение и сетевые издания (смотри слайд, схему).

Специфика радио заключается в том, что вся информация рассчитана на слуховое (аудиальное восприятие). Радио оперативнее печатных средств массовой информации, поскольку имеет возможность мгновенно передавать новости в эфир, в том числе с места события. Преимуществом радио является возможность использования в эфире разнообразных звуков... Радио может с помощью специально подобранной музыки и звуковых эффектов воздействовать на своих слушателей, формировать определенное настроение. Немаловажной причиной популярности радио является его общедоступность и возможность слушать любую радиостанцию не только дома, но и на работе, в машине, на отдыхе, не отрываясь от других дел. Радио, как и газетно-журнальная пресса, представляет своей аудитории простор для воображения в создании мысленных образов.


Эффективность восприятия информации по радио зависит от нескольких факторов. Зачитываемый или произносимый текст должен быть доступен и понятен слушателю. Поэтому радиожурналисты стараются не использовать длинные предложения, сложные и незнакомые слова (их заменяют на известные) и громоздкие цифры (их округляют). Важны и речевые качества радиожурналиста. Его голос должен быть приятен слушателю, речь грамотна и внятна.
Нынешнее радио все более тяготеет к разговорной, диалоговой форме, что накладывает отпечаток на требования к ведущему. Он должен уметь импровизировать, вести незапланированную беседу, реагировать на собеседника в эфире, и в то же время сохранять яркую индивидуальность, которая делает его узнаваемым и популярным.

Телевидение - самое распространенное сегодня средство массовой инфформации, так как оно объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации. На телевидении можно создать "эффект присутствия на месте события Телевидение (в отличае от прессы) имеет возможность оперативно передавать любую информацию, организовывая передачи как из студии, так и непосредственно с места события. Это роднит телевидение с радиовещанием. Общий для них минус - необходимость зрителей и слушателей подстраиваться под сетку вещания, программу передач. Еще одна сложность для телеаудитории - невозможность просмотра передач без надлежащих условий (электроэнергия, телеприемник, антенна).



Сетевые издания или электронная пресса  возникла в глобальной сети - Интернете. Особенностью этого вида СМИ является возможность получать и аудиовизуальную, и текстовую информацию. Кроме того электронная пресса выходит очень оперативно. Недостатком электронных СМИ является то, что для просмотра необходим компьютер, подключенный к Интернету.

Вся электронная пресса условно делится на три группы: "клоны", "гибриды" и "оригиналы".







Типы СМИ



Смотри информацию от 20 января 2012 года с главной страницы блога:
http://gazetamou61.blogspot.com/2012/01/blog-post_7493.html


4

Журналистский текст


     В этом разделе рассматриваются этапы создания журналистского текста – от сбора информации до подписи под готовым материалом. Мы поговорим о способах получения и обработки информации, о структуре и жанровых разновидностях журналистского  текста.


    
 Первый этап в создании журналистского материала – поиск информации. 


     Чаще всего используются такие методы сбора информации, как работа с документами, наблюдение и общение с людьми. Все они имеют свою специфику и эффективно дополняют друг друга.


     Работа с документами позволяет журналисту сделать материал достоверным. Можно привести множество примеров, как в той или иной передаче демонстрируют письма, архивные материалы, указы, постановления, распоряжения и т.д. (или ссылаются на них).

     Под документом (от лат. dokumentum – «свидетельство») понимают различные виды актов, имеющие периодическое значение, а также письменные свидетельства о каких-либо исторических событиях, фактах. Документом может являться книга, научная или газетная публикация, рукописный текст, а также кино- и фотопленка, дискета, диск и любой другой носитель информации. (Смотри толкование слова "документ" на сайте "Генон")

     В редакции СМИ поступает оперативная (обычно краткая) информация о каких-либо предстоящих или намачающихся событиях, представляющая интерес для широкой общественности, - пресс-релизы. (Смотри на блоге "Школьная актуальная газета "Шаг" МБОУ № 61" в страницах ... "Страницы из словаря"  толкование слова  "Пресс-релиз"...)  Еще одним источником информации для СМИ являются данные фондов и центров, проводящие социологические опросы (наиболее крупный из существующих в России – Всероссийский центр изучения общественного мнения, или ВЦИОМ).

     Главный вопрос – можно ли доверять документам? Не всегда. Как правило, журналисты перепроверяют многие из них или пытаются получить официальный ответ (на бланке и с печатью) по интересующим их вопросам из соответствующего ведомства, правила требуют, чтобы журналисты ссылались на источники информации.

     И второй, не менее важный вопрос – как их использовать? Ответим коротко – разумно.

     Включение данных различных фондов позволяет показать масштабы того явления, которое описывает журналист и подчеркнуть независимость, неангажированность экспертной оценки. …Но корреспондент не использует все цифры опроса (это сделало бы статью чрезмерно детализированной), а на основе имеющихся у него данных представляет читателю общую картину. Таким образом, документальная основа и дословное изложение документа – это не одно и то же. Объем цитирования нужно определять исходя из целей и задач материала.


     Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что "журналиста глаза кормят". Наблюдение позволяет журналисту подмечать такие детали, которые не фиксируются в документах. Опытные читатели сразу могут установить, был ли журналист на месте события, о котором пишет, или просто воспользовался чьим-либо пресс-релизом.
     Присутствие журналиста на месте события делает материал более достоверным, красочным и интересным.
     Наблюдение бывает:
  • включенным (если журналист является участником события)) и
  • невключенным (журналист занимает позицию присутствующего, но не участвующего в событии),
  • открытым и
  • скрытым,
  • долговременным и
  • кратковременным.
     Пример включенного наблюдения - передачи, в которых журналист "меняет профессию" (вместе с шахтерами, поворами, стюардессами и т.д. выполняет их ежедневную работу и таким образом получает детальную информацию об их буднях).
     В определенных случаях журналисты используют для получения информации метод "маски", когда, "меняя профессию", журналист скрывает свою принадлежность к редакции и цели своего перевоплощения.. Маска позволяет провести глубокое журналистское расследование, но использовать нужно осторожно. Нельзя представляться профессионалом в той области, которая связана с физическим и психическим здоровьем человека (например, врачем), провоцировать нежелательные для общества и личности события и т.д.  Следует понимать, что порой метод "маски" может грозить серъезными последствиями и самому журналисту.
     Кратковременное наблюдение уместно, когда событие неширокомассштабно и журналисту нужно описать то, что происходит именно сейчас, в данный момент.
     Долговременное наблюдение применяется в журналистике в том случае, если вывод об объекте нельзя сделать тут же.

И еще несколько рекомендаций:
  • Не рассчитывайте только на свою память - ручка с блокнотом, диктофон, фотоаппарат или видео-камера "запомнят" события гораздо лучше;
  • не ленитесь фиксировать свои ощущения, ассоциации, внезапно пришедшие мысли, в дальнейшем они поиогут вам;
  • всегда обращайте внимание на детали, без них невозможно написание добротного материала.

     Большое количество информации журналисты получают, общаясь с людьми. 
     Один из наиболее удобных способов получения информации - интервью. Оно строится по схеме "вопрос-ответ". Задавать вопросы так, чтобыполучить глубокие правдивые ответы, тоже нужно учиться.
     В интервью используются разные виды вопросов в зависимости от цели, которой хочет достичь журналист, от настроя собеседника, ситуации и пр. Основные вопросы должны быть тщательно продуманы; дополнительные, поддерживающие, формулируют для уточнения основных вопросов. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ собеседника, а закрытые  могут выступать в качестве утверждения.
     Если вы чувствуете, что собеседник, что-то недоговариваает, можно задать контрольный вопрос напрямую по той теме, которую, по вашему мнению, не хочет затрагивать человек. Если вопрос не приятен вашему собеседнику, вы едва ли на него получите обстоятельный ответ, Следите за реакцией собеседника - она может быть ответом на ваш вопрос. Но имейте в виду, что лучше подобные вопросы задавать в конце разговора, когда вы получили всю необходимую вам информацию. В противном случае вам будет достаточно сложно повернуть разговор в обратное русло. Существуют и так называемые "зондирующие", или "прощупывающие", вопросы. С их помощью вы можете понять, компетентен ли человек в интересующей вас области, скрывает ли он что-то.
     Запомните, что не все вопросы стоит задавать. Избегайте длинных, перегруженных информацией, вопросов - собеседник может не понять, о чем именно ему нужно говорить. Не задавайте по 2-3 вопроса в одном, отвечающий выберет последний или наиболее приемлемый для себя. Риторические вопросы не требуют ответов. Не используйте подсказывающие вопросы - собеседник даст либо неполный ответ, либо воспримет их как давление на него. Льстивые вопросы тоже неэффективны, поскольку могут вызвать чувство смущения, расстерянности или недоверия к вам.. Не задавайте также провокационные вопросы - скорее всего собеседник замкнется и откажется с вами общаться.
     Вы как корреспондент хотите получить развернутые, содержательные искренние ответы. Поэтому ваша основная задача расположить к себе будущего собеседника. Вначале нужно договориться о встрече. Первый совет новичкам - не надо называть свое мероприятие громким словом "Интнрвью", лучше спросить: "нельзя ли узнать Ваше мнение по вопросу..." Вы можете прибегнуть к комплиментам, но они должны быть искренними, корректными, непреувеличенными.
     Нужно ли говорить о том, что на встречу нужно прийти соответственно одетым, вооружившись ручкой и блокнотом (если есть разрешение собеседника, то и с диктофоном). И ни в коем случае не опаздывайте.
     Реагируйте на слова собеседника адекватно, не переусердствуйте, ни с улыбками, ни серъезностью. Смотрите на него - зрительный контакт очень важен для установления взаимопонимания.





     Умение слушать в журналистике не менее важно, чем умение говорить. Начинающие журналисты во время беседы, боясь пропустить важную информацию, не отрывают глаза от блокнота, записывая все подряд. В результате материал такого журналиста просто передает информацию и полностью лишен колорита и включенности в беседу.. Конечно, записям нужно уделять внимание, но во время беседы не стоит заниматься только этим. Помните, что ваш собеседник крайне заинтересован во внимательном и благодарном слушателе. Участвуйте в общении и фиксируйте не только ответ, но и манеру его изложения, причину использования тех или иных слов и т. д. Будьте открыты для своего собеседника и он будет открыт для вас.
     Иногда журналисту приходится направлять ответы собеседника в нужное русло, уточнять какие-то детали. Чтобы ваше поведение в подобном случае не выглядело бестактным, перебивайте собеседника тогда, когда он готов к этому. Определить это можно по следующим признакам:
  • говорящий интонационно дает понять, что заканчивает свою реплику;
  • затрудняется с финальной фразой, что искусственно создает ощущение паузы;
  •  говорящий своими жестами подсказывает, что пора сменить тему разговора;
  • собеседник делает интонационную паузу, чтобы перевести дыхание;
  • подыскивает нужные слова, чтобы ясно сформулировать свою мысль.
     Перебивать можете не только вы, но и ваш собеседник. Определить его желание можно по быстрому киванию головой, наклону торса вперед, отдельным репликам и т.д.Давайте ему возможность сделать это, пока он не забыл, что хотел сказать.
     Журналисты в соответствии со своими профессиональными интересами устанавливают контакты с людьми, которые предоставляют свежую и достоверную информацию.


Например, тем, кто готовит материалы на криминальнуб тему, нужны знакомые в милиции, следственных органах, прокуратуре и т.д. Кроме того, журналисты ищут тех, кто может квалифицированно прокомментировать то или иное событие, дать оценку явлению, может выступить в роли эксперта.
     Еще один способ получения информации - участие в пресс-конференции. Пресс-конференция - это встреча государственных, общественных или научных деятелей, с представителями СМИ для информирования по актуальным вопросам. Пресс-конференция - это протокольное мероприятие со своими правилами без дискуссии. Она ограничена временными рамками, поэтому у каждого журналиста есть возможность задать всего один-два вопроса. Заранее сформулируйте интересующий вас вопрос кратко и внятно, иначе отвечающий может не до конца понять его и ответить в несколько ином ключе. Фиксируйте ответы на вопросы ваших коллег - так вы получите гораздо больше информации.
     Для получения комментариев специалистов по общественно значимым проблемам эффективны также "круглые столы", так как они позволяют выслушать различные точки зрения. Инициаторами проведения "круглых столов" могут быть и сами редакции, предлагающие тему для обсуждения и приглашающие сведущих в ней людей.
     






     Заголовок - необходимая составляющая "структуры" журналистского текста. Заголовок выполняет несколько функций:
  • информативную (сказать или намекнуть, о чем будет идти речь в статье)
  • рекламную (привлечь внимание читателей к предлагаемому материалу)
  • кроме того, заголовок является важным элементом оформления печатного издания
     Заголовок часто сопровождается подзаголовком, имеющим как подчиненное назначение (сопровождать, пояснять заголовок), так и самостоятельное (нести информацию, способствовать привлечению читательского интереса и украшать)
     Заголовок может по разному взаимодействовать с остальной частью текста - он может быть связан по смыслу с первыми предложениями или подчеркнуто отстранен. И  тот и другой способ встраивания заголовка в текст может быть продуктивным в зависимости от цели и содержания материала.
     Есть несколько общих требований к заголовку, вытекающих из его функций


     Широко распространены в нашей прессе такие разновидности заголовков
  • которые сразу дают представление о событии
  • в которых популярно используются цитаты - важные или интересные высказывания героев публикации,
  • в которых часто ипользуются тропы и стилистические фигуры. Например: "Большой бизнес пишет Президенту" ("Известия") - синекдоха,  ""Медведь" готовится к прыжку " ("Крестьянин" об участии партии "Единство" в предстояящих партаментских выборах) - метафора: "Мягкий человек с железными кулаками" ("Российская газета") - эпитет и антитеза; "Честные менты против продажных" ("Известия") - антитеза; "Сказочное свинство ("Современный горажанин") - оксюморон
  • Одним из распространенных способов создания заголовков стала языковая игра, под которой ученые понимают некоторую языковую неправильность, воспринимаемую читателем именно как нарочитую, а не неправильную.








Выделяют несколько разновидностей лида.












     Лиды могут по разному сочетаться с дальнейшим текстом.


     Например, лид: "Команде ученых под руководством британского египтолога Джоан Флетчер удалось идентифицировать мумию египетской царицы Нефертити, которую современники называли красивейшей женщиной в мире (Материал "Ученые нашли Нефертити" в казахстанской газете "Время") 
напрямую связан с основной частью; "Она была найдена...". Это один из возможных вариантов построения текста.
     В других случаях журналисты намеренно устанавливают между лидом и основным текстом дистанцию. Например, в материале: "Совер Европы не внял аргументам Дмитрия Рогозина" в газете "Известия" лид звучит следующим образом: "Моя теща как патриот России не поедет по визе в Калининград". Эта фраза была самым смешным и самым невинным высказыванием Дмитрия Рогозина в решающий день заседания сессии ПАСЕ. Решающим  этот день стал для нас потому, что Совет Европы одобрил самые  неприятные для России резолюции за последние два года.. Россиянам не удалось сделать ничего, чтобы предотвратить такое развитие событий. А основная часть начинается так: "Накануне заседания я купил в магазине комиксов книжку под названием "Чеченская герилья"...".
     
     Основная часть также может строиться в журналистских текстах по-разному.


     Часто информационные тексты выстраивают по принципу перевернутой пирамиды": самая важная и ценная информация ставится первой, потом менее значимая, еще менее значимая и т.д. Это позволило известной исследовательнице журналистики М.И. Шостак сравнивать эту композицию с ящерицей, отбрасывающей хвост (подобно которой при редактировании можно безболезненно удалять последнюю часть текста). 
     Встречается также хронологический  способ компановки материала или так называемый интригующий, когда основной факт, ради которого и был написан текст, раскрывается только в конце.



     Последний, обязательный элемент публикации - это подпись автора.
     Без подписи материал теряет лицо, а его автор перестает быть узнаваемым. Подписывая текст, сначала вы ставите имя, а потом фамилию. Такой порядок заведен во всех изданиях.
     Как правило, материалы подписывают настоящим именем и фамилией, но иногда прибегают к использованию псевдонима (от греч. pseudos - "вымысел", "ложь" и греч. onuma - "имя" ). Дословный перевод - вымышленное имя.





Продолжение следует*...

А пока, предлагаем вам поразмышлять о том, 
каким же должен быть заголовок 
и,
самое главное,
о чем же писать???




**************************************************************************
     * В работе использованы материалы Ольги Ивановны Лепилкиной, Елены Юрьевны Умновой, Антона Евгеньевича Зимина, Ирины Анатольевны Горюновой.

Всем читателям, желающим стать журналистами, предлагаем прекрасное учебное пособие:

    
     Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Авт.:О.И.Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 272 с.: ил. - (Библиотека Элективных Курсов).
     Учебное пособие по элективному курсу "Азбука журналистики" адресована учащимся старших классов гуманитарного профиля, интересующихся журналистикой.
     Пособие знакомит старшеклассников с профессией "журналист", проблемами и основными методами работы в современной журналистике.
     Каждый из четырех разделов учебного пособия включает блок необходимых теоретических сведений и творческий практикум. Итогом занятий в рамках курса станет номер газеты, созданный учащимися.
  • Издание подготовлено при содействии Национального фонда подготовки кадров
  • Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
     От авторов: 
Журналистика - профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз курса "Азбука журналистики" - "Ищи, пробуй, твори!"

**************************************************************************